Инструкция бизнесу: как работать с налоговой, глазами самих инспекторов

Инструкция бизнесу: как работать с налоговой, глазами самих инспекторов

Рассказываем в тезисах, как свою работу сейчас видят налоговики - со слов заместителя руководителя УФНС по СПб Ю.В. Костецкой.

«Сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок. Важна чистота среды предпринимателей и добросовестность бизнеса.

 

Что сейчас в приоритете в работе налоговых ?

Во-первых, аналитическая, превентивная работа.

Главная задача - это предупреждение налоговых правонарушений, а не выявление и наказание.

Доначисление по проверке - это не самоцель, цель - это обеспечение полного поступления налогов в бюджет.

Главная задача налоговых органов - побуждать налогоплательщика добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги. Желательно, чтобы это происходило не в рамках контрольных мероприятий, а самостоятельно и добровольно.

Во-вторых, налоговые органы не пытаются скрывать от налогоплательщиков имеющиеся сведения о возможном нарушении последними налогового законодательства. Если раньше налогоплательщики узнавали о своих нарушениях только при получении акта проверки, то сейчас налоговый орган не делает из выявленных нарушений тайн.

Налогоплательщики информируются посредством уведомлений, информационных писем, рабочих совещаний в налоговом органе.

Инспекции придерживаются в своей работе принципа открытого диалога с бизнес-сообществом.

В-третьих, в круг интересов налоговых и правоохранительных органов входит отработка, или иначе - борьба с так называемыми «площадками» - это группы юридических и физических лиц, предоставляющие услуги по «бумажному» НДС и обналичиванию денежных средств в интересах своих заказчиков. В рамках отработки «площадок» вычисляется весь круг лиц, занимающихся незаконной деятельностью, и принимаются меры по «купированию» деятельности «площадок» , а также побуждению выгодоприобретателей к уточнению своих обязательств.

Если уточнения не будет, то проводится следующий комплекс мероприятий:

включение в план ВНП (сейчас в СПб проводится 59 ВНП участников «площадок», с предполагаемой суммой доначислений в 6 млрд руб.);

внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений;

передача в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел по ст.ст.173, 172, 210 УК.

ФНС вышла с инициативой о внесении в УК изменений в части усугубления ответственности для организаторов площадок - как соучастников по ст. 199 УК.

В-четвертых, новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы с проверки отдельных налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды в целых секторах экономики. Это выравнивает условия конкуренции в целых сегментах рынка.

ФНС реализовала уже несколько таких пилотных проектов в сфере бытовой электроники, транспорт, сельхозпродукция. В 2017-2018 гг. ФНС провела отраслевой проект в сфере экспорта зерновых культур, растительного масла и внутренней переработки с/х сырья.

На рынке создана система саморегулирования. Удалось выдавить с рынка те технические компании, которые действовали на этом рынке, в том числе и посредством проведения мероприятий с участием МВД, ФСБ и отказом самих участников рынка от таких «серых» схем.

В 2019 г. создана саморегулируемая организация - Ассоциация клининговых и фасилити операторов. Деятельность АКФО направлена на обеление клининговых услуг.

По результатам ее деятельности сейчас назначено 18 ВНП, на сумму доначислений 1 млрд руб.

 

Что нужно знать про вызовы в налоговые органы ?

Прежде всего, не нужно рассматривать вызов в налоговый орган как принудительную меру. Обсуждение выявленных рисков - это прежде всего диалог, в ходе которого можно услышать позицию налогового органа, понять какие моменты тревожат налоговый орган, определить возможные последствия для бизнеса. И, соответственно, представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу разобраться и снять возникшие вопросы. Либо добровольно уточнить налоговые обязательства, без назначения ВНП.

Кроме того, нужно реагировать на те вызовы, которые осуществляет инспекция и лучше разобраться с рисками компании до назначения ВНП. Вызов в налоговую инспекцию - это всегда звонок, что стоит обратить внимание на те риски, которые есть в ее деятельности.

И конечно, у вас всегда есть возможность записаться на прием в налоговую инспекцию и проговорить все имеющиеся у компании риски.

О предпроверочном анализе.

В первую очередь, в план выездных проверок включаются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об участии в налоговых схемах.

Сумма по предполагаемым нарушениям налогового законодательства по заключениям предпроверочного анализа зачастую отличается от фактического доначисления сумм по результатам выездных проверок. И суммы доначислений увеличивается в  2-3 раза, а иногда в 6 и более раз.

Представление уточненной налоговой декларации не гарантирует 100% отказ налогового органа от мероприятий налогового контроля. Это не индульгенция.

Если налоговому органу поступит иная информация об участии компании в иных схемах ухода от налогов, то налоговый орган оставляет за собой право выйти на ВНП.

«Должная осмотрительность» - это условная норма, не имеющая четких критериев. Первое, что важно - это фактическое исполнение обязательства по договору первым контрагентом. Также проверяется нетипичность сделки: запрашивается локальный ненормативный акт, которым регулируется выбор контрагентов. Если в нарушении данного акта не соблюдается стадийность согласования сделки, то это свидетельствует о нетипичности операции. Или вместо постоянных поставщиков вводится какой-то сомнительный контрагент.

В договорах с контрагентами нужно предусмотреть условие о налоговой оговорке и взыскать убытки (ВС назвал доначисление налогов по вине контрагентов - убытками). По длящимся договорам можно предусмотреть ситуацию, когда у налогового органа появились к контрагенту претензии, а у компании - незакрытые обязательства по договору, и включить возможность проведения зачета в счет уплаты доначисленного налога, то есть все последующие платежи в адрес контрагента будут за минусом сумм НДС, который тот не доплатил в бюджет.

Вина организации для выбора пункта статьи 122 НК определяется через вину ее должностных лиц.

При любых реорганизационных действиях налогоплательщиков налоговый орган обязан оценить все риски и оценить возможность выйти на ВНП. Схемы по «вливанию» работающей компании в техническую, чтобы вместе «умереть» или, наоборот, выделение компании и передача ей всех рисков, чтобы основная компания работала дальше — все это уже видно налоговой и отслеживается АИС.

 

Про налоговую реконструкцию.

Ст. 262 НК предусмотрено обложение налогом прибыли, то есть доходы минус расходы. Письмо ФНС от 10.03.2021 вызывает много вопросов, планируется обсудить его с представителями юридической практики и судейским составом в мае-июне.

Возможность реконструкции зависит от того, с какими обстоятельствами налоговый орган сталкивается в ходе ВНП:

реальность самой сделки - «Дом построен. Дом стоит»;

определяем понесенные налогоплательщиком расходы. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик предоставил документы о понесенных расходах. Налоговый орган не может взять сумму расходов «из воздуха» - важна активная роль налогоплательщика: насколько он готов раскрыть информацию о реально понесенных им расходах.

Если налогоплательщик сам исполнил сделку, то есть его расходы: амортизация, ГСМ, з/п, которые уже учтены в его расходах, то в данном случае реконструировать нечего. Если сделка безтоварна, значит, реконструкции тоже быть не может, поскольку изначально налогоплательщик ничего не понес.

Непредоставление документов и попытка противодействия налоговому органу будет рассматриваться в части умышленных действий налогоплательщика. Противодействием будет считаться:

непредоставление документов;

попытка сменить место учета;

попытка ликвидироваться.

Эти действия будут рассматриваться в ключе умышленных действий и приведет к еще большим доначислениям и уголовной ответственности.

 

Про ВНП

Нужно выстраивать диалог с налоговым органом в ходе проверки. Нужна обратная связь с налогоплательщиком:

в СПб 84% всех ВНП проводится при участии правоохранительных органов, так как средняя эффективность ВНП в Питере составляет более 166 млн руб;

значение для включение план ВНП имеет суммарное количество рисков компании, а не принадлежность ее к микро, малому или среднему бизнесу;

вопрос о субсидиарной ответственности будет подниматься".